История

История бонсай

Оглавление

Краткая история бонсай

Искусство бонсай зародилось более тысячи лет назад в Китае. На это указывают настенные росписи в усыпальнице принца Чанг Хуа династии ТанТан (唐朝) — китайская императорская династия, основанная императором Ли Юанем и существовавшая с 618 года по 907 год. Эпоха Тан считается периодом наивысшего могущества страны, когда она на много опережала остальные страны мира в своём развитии, на которых изображены слуги, несущие бонсай (копии двух настенных росписей сегодня можно увидеть в Ботаническом садуБотанический сад в Шанхае расположен на берегу озера Дяньшан. Этот садово-парковый комплекс оформлен в традиционном архитектурном стиле, присущем династии Цин, которая правила на протяжении трех столетий (1616-1911 годы). В коллекции сада собрано более 600 видов растений, привезенных в Шанхай из разных климатических поясов Земли Шанхая). Но огромную популярность искусство бонсай в Китае приобрело во время династии СунСун (宋朝) - китайская династия, основанная командующим гвардией Чжао Куанъинь и существовавшая с 960 года по 1279 год. Возникла после более чем полувека феодальных усобиц, охвативших страну после падения династии Тан. Художники соревновались друг с другом, стремясь создать самое совершенное дерево и оформить его с помощью самых красивых камней. Интерес к искусству пенджингаВ Китае искусство выращивания миниатюрных деревьев на камнях получило название "пенджинг" или "пентсаи" (японцы же переделали это название на свой лад - "бонсаи") основывался на убеждении в том, что подобные деревья имитируют естественную среду и способствуют медитации.

Династия Сун

При этом именно в ЯпонииВ японском языке слово "бонсай" означает не просто карликовое растение, а культуру его выведения на подносе или в неглубокой посуде искусство бонсай получило основное развитие. Первые упоминания в этой стране об этом искусстве относятся к периоду КамакураКамакура (鎌倉) — исторический период с 1185-го по 1333 года, который назван по имени города Камакура, поначалу небольшой деревни, ставшей центром первого сёгуната в Японии и представляют собой ряд изображений карликовых деревьев в знаменитых свитках ХонэнаХонэн (法然) — японский буддийский монах конца периода Хэйан и начала периода Камакура, последователь амидаизма, основатель школы Дзёдо-сю. Доказано, что они были сделаны в течение периода Камакура, но изображённые события на них уже относятся к периоду ХэйанХэйан (平安時代) — период в истории Японии с 794 по 1185 год (слово "Хэйан" в переводе означает мир, спокойствие), что указывает на то, что искусство бонсай появилось гораздо раньше. Записи периода Камакура говорят о том, что деревья (как правило, слива, вишня, сосна) для бонсай собирались на полях и в горах. Но уже в период ЭдоЭдо (江戸時代) — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава. В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата, а также развитие литературы и японской поэзии начали активно использовать садовые и растущие в горшках растения (цветущие и некоторые виды с цветными листьями). Также в этот период массовым увлечением стали прогулки на природу, где происходили натурные зарисовки деревьев тысячелетнего возраста, красивых ландшафтов и пейзажей, и создание на их основе деревьев высокохудожественных форм. Что привело к возникновению огромного количества современных стилей бонсай: «прямой ствол», «склоненный ствол», «скрученный ствол», «каллиграфическое дерево», «обрыв», «полуобрыв», «пень», «бамбук и камни» и т.д. Бонсай стал главным украшением японского дома и чайной церемонии.

Бонсай в древней Японии

Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император МейдзиИмператор Мэйдзи (明治天皇) — 122-й император Японии, взошедший на престол 3 февраля 1867 года и правивший страной вплоть до своей смерти. Ко времени его рождения в 1852 году Япония была изолированной, отсталой в технологическом плане и феодальной страной, которой правили сёгунат Токугава и даймё, крупные феодальные правители более чем 250 децентрализованных областей Японии. Ко времени его смерти в 1912 году Япония прошла через политическую, социальную и индустриальную революции и стала одной из сильнейших мировых держав, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсай. В годы его правления выращивание бонсаи было возведено в ранг искусства. Группа японцев, изучавших традиционную китайскую культуру и философию, решила создать собственное направление миниатюризации деревьев, приближенное к китайской традиции, так появился термин «художественный бонсаи». В последствии все больший и больший возрастающий интерес к искусству бонсай подталкивал выпускать специальную литературу и организовывать выставками, первая из которых состоялась в марте 1892 года под названием «Съезд художественного бонсай»На выстаке были представлены работы тридцати парков Токио в одном из ресторанов престижного района Токио, который сегодня называется «Бункё»Бункё (文京区) — один из специальных районов Токио, был основан 15 марта 1947 года. Известен как крупный учебный центр. Начиная с эпохи Мэйдзи здесь жили литераторы, например Нацумэ Сосэки, а также ученые и политики. Ныне в Бункё расположены частные медицинские центры, университетские больницы, спортивно-развлекательные комплексы и Токийский университет. А в 1927 году в актовом зале редакции газеты «Асахи»Асахи (朝日新聞) — национальная японская газета. Газета начала выпускаться в 1879 году в Осаке, состояла из четырёх иллюстрированных страниц и стоила 1 сэн (1/100 иены), а её штат составлял 20 человек. Из них основателями считались Нобору Кимура (владелец), Рёхэй Мураяма (президент и издатель) и Тэй Цуда (главный редактор) прошла первая выставка, доступ на которую был открыт широкой публике. Годом позже в Токио, на площади парка ХибуяПарк Хибия (日比谷公園) — парк, расположенный в специальном токийском районе Тиёда. Парк был основан как общественный в 1903 году. Он славится кирпичным зданием Сисэй Кайкан, построенным в готическом стиле в 1929 году. Парк также известен своей открытой концертной площадкой и теннисным кортом была построена специальная площадка для проведения крупных выставок, также в этом году появилась первая профессиональная организация – «Союз бонсаистов Токио»В конце 1969 года "Союз бонсаистов Токио" образовал "Японскую кооперацию бонсай", которая по сей день сохраняет исключительное право на проведение национальных выставок. Именно мировое общественное внимание было привлечено миниатюрными растениями впервые на Всемирной выставкеВсемирная выставка или Экспо или Expo — международная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений разных стран в Париже в 1937 году, где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Они стали открытием для всего мира и впервые продемонстрировали искусство, воплотившее «характер Японии».

Легенды о появлении бонсай

Как было сказано в краткой истории бонсай — это искусство появилось более тысячи лет назад. За эти многие годы накопилось не мало легенд о его появлении и некоторые из них, самые известные и интересные, представлены далее:

Сиддхартха ГаутамаСиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона — "Трипитаки". Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности — бона и индуизма обычно медитировал и читал проповеди под большими деревьями, которые после его смерти стали объектами паломничества. После распространения буддизма на Востоке, эти деревья стали почитаться, как святыни. Около 60-го года нашей эры китайский императорский двор принял буддизм. Но поскольку китайская знать хотела избежать хлопотливых паломничеств, начались попытки создания «святых деревьев» и целых парков в принадлежащих знатным людям имениях. Для этой цели садовники высаживали относительно молодые деревья и превращали их в уменьшенные копии священных оригиналов. Знатные китаянки, бинтовавшие себе ноги до кукольных размеров, ходить сами не могли, и поэтому для медитации слуги выносили их в парк. Один находчивый садовник, согласно преданию, пришел к мысли не даму носить к деревьям, а деревья к даме. Он взял маленькое деревце и посадил его в чашу, удобную для переноски. Так родилось искусство бонсай.

Император пожелал составить представление о всей своей стране, каждом ее отдаленном селении и склоне гор, каждом изгибе реки и пустынном оазисе. Однако он был слишком велик и знатен, чтобы выходить из своих покоев. Тогда, повинуясь желанию императора, сотни его верных слуг направились к разным уголкам Поднебесной, осмотрев каждый город, каждый горный склон, каждое деревце. По возвращении они принялись за работу: возводили крохотные горы, строили миниатюрные города, насыпали пустыни, устраивали реки, берущие начала в небольших фонтанах. На месте густых лесов и цветущих садов были высажены тысячи бонсай — тысячи миниатюрных деревьев. Императору очень полюбилось его царство, каждое утро он отправлялся на прогулку, оглядывая свои владения. Вскоре наиболее знатные чиновники стали подражать самому императору — их сады были более скромными, но искусство выращивая бонсай продолжало развиваться, а формы и вид их менялись в соответствии со вкусами разных владельцев.

Примерно тысяча лет назад на острове Тамино произошло извержение вулкана. Оно было таким сильным, что облако пепла закрыло небо, и остров погрузился во тьму. Из-за этого весь урожай на полях погиб, а деревья до срока сбросили листву. На деревню должен был напасть голод. Но только сын местного старосты, Итиро, не покорился этим обстоятельствам и начал выращивать плодовые деревья дома. В скором времени все крестьяне последовали примеру Итиро и у них появились такие же искусственные сады. Но злобный Император Тайнанк,который в те времена правил страной, приговорил Итиро к казни, как бунтовщика.Из-за того, что он якобы покусился на Божественную власть Императора, призывая крестьян оставить работу и жить в праздности, занимаясь своими новыми садами.Казнь так и не состоялась. Так как в день, когда Итиро должны были убить, над островом поднялась буря. Она развеяла пыльное облако, и над островом снова взошло солнце. Крестьяне приняли это за священный знак и провозгласили Итиро своим правителем. Он вошел в историю под именем Императора весны, а бонсай,который он изобрел, стал символом императорского двора.

Некогда сегун путешествовал инкогнито. Забравшись высоко в горы он был застигнут ненастьем. А в той дикой местности жил старый благородный самурай, много лет назад претерпевший за правду, оклеветанный и изгнанный. На его хибарку и набрел изнуренный путник. Хозяин радушно принял единственного за многие годы гостя и предложил разделить с ним убогую трапезу. Да вот беда, — путник сильно иззяб, а в доме не было ни щепки. И тогда хозяин, выйдя не надолго, внес в хижину несколько великолепных бонсай. Это было все, что осталось у него от былого растения столетиями передававшиеся из поколения в поколение. Невзирая на протесты гостя, он запалил их в очаге и тем обогрел замерзшего путника. Сегун подробно расспросил хозяина о его обстоятельствах. И, наследующий день продолжил свой путь. А через некоторое время в горы прибыла торжественная кавалькада. Дворянина-отшельника, не взирая на его возражения, препроводили ко двору, где сам сегун встречал его. Он был восстановлен во всех правах, враги его были низвергнуты. И, в завершение всех церемоний, ему преподнесли несколько древних бонсай — дар сегуна своему спасителю.

Последователи даосизма придерживались точки зрения, что не обязательно манипулировать объектами, достаточно манипулировать их копиями. Причем, маленькие копии были гораздо удобнее. Но чтобы манипуляции были действенными, копии должны были быть как можно более приближены к оригиналу. Деревья — уникальные живые существа, чей возраст может исчисляться столетиями, — оказались очень удобны для поисков бессмертия. Так же, как доисторические племена верили, что, съедая плоть врага, можно обрести все его качества — силу, храбрость и так далее, так и даосы были убеждены, что с помощью бонсай можно получить вожделенное качество, которым обладают деревья — долголетие.

Бонсай и религия

Развитие бонсай